1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей).
2.Инвалид -лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
3.Инклюзивное образование -форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.
4. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с федеральным законом - от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
5. Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой дошкольного и школьного образования.
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 (с изм. и .доп., вступившими в силу с 01.01.2019)
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года (в ред.)
- Федеральный закон РФ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 3 мая 2012 года
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года
- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ от 28.12.2013(с изменениями на 1 мая 2019 года)
- Конвенция о правах инвалидов
- Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 года №1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 года №1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Постановление Правительства РФ "Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» №363 от 29.03.2019 (с изменениями и дополнениями)
- Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 года N 95 (с изменениями на 14 ноября 2019 года)
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Система функционирования психологических служб в общеобразовательной организации. Методические рекомендации
- Распоряжение Минпросвещения РФ от 28.12.2020 N Р-193 Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях
- Распоряжение Минпросвещения РФ от 06.08.2020 №Р-75 «Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
- Примерное положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
- Письмо Минпросвещения России № ДГ-493/07 о проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Письмо Министерства Просвещения О проведении итоговой аттестации от 3 июня 2021 года N АК-491/07
- Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22.09.2020 N 458
- Письмо Минобрнауки России «О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» № ВК-1440/07 от 14 июля 2014 г.
- Письмо Минобрнауки России «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» № ВК-268/07 от 10 февраля 2015г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» № 1309 от 09.11.2015 (ред. от 18.08.2016)
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"
- Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 №07-818 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации работы по СИПР» от 15 марта 2018 года № ТС-728/07
- Письмо Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 31.08.2020 г. № ДГ-1342/07 Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказ Комитета образования и науки Волгоградской области «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» от 17 октября 2013 года N1372 (с изменениями на 11 мая 2021 года)
- Приказ Министерства образования и науки Волгоградской области «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Волгоградской области» (с изм). № 930 от 30 июля 2014 года ( с изменениями на 16 декабря 2020 года)
- Приказ Министерства образования и науки Волгоградской области «Об утверждении Положения об организации дистанционного обучения детей-инвалидов на территории Волгоградской области» № 417 от 30 марта 2015 года
- Приказ комитета образования и науки Волгоградской области «Об организации деятельности по реализации и введению федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» №7 от 21.09.2015 г (в ред. приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 13.09.2019 N 108)
- Приказ Министерства образования и науки Волгоградской области «Об утверждении Порядка бесплатного предоставления специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 39 от 21 марта 2016 года (с изменением на 1 сентября 2020 года)
Положение об организации индивидуального обучения на дому обучающихся с ОВЗ в МКОУ Терновской СШ
Положение об организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ МКОУ Терновской СШ
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования